Что такое движение? Движение — это, в первую очередь, послание от одного человека к другому. Вместо слов «пока» или «привет» человеку достаточно помахать рукой, кивнуть головой. Но есть более высокая форма движения – это танец. Он способен передать эмоции, изменить настрой человека, вдохновить, произвести яркое впечатление, память о котором останется на всю жизнь.

Но самое интересное, это быть «посланником» этих движений, то есть танцором. Эти люди умело управляются со своей задачей. Так в УрФУ существует прекрасный танцевальный коллектив «Лаборатория Танца». В 2019 году коллективу исполнится 10 лет. О том, чем коллектив живет, какие у него планы, и что такое танцевальная жизнь расскажет художественный руководитель Управления по социальной и воспитательной работе Уральского федерального университета Оксана Юрьевна Вишнякова.

В каком стиле вы танцуете?

Мы танцуем в стиле модерн, contemporary и джаз. Джаз классический, бродвейский, lyrical, мечтаем об афро! Кроме того, в подготовку танцовщиков входит классика. Не зная ее основ, сложно работать в нашей направленности. Ну, а из других стилей — это стилизация народного и эстрада.

Я думаю, что многим интересно как попасть к вам в коллектив?

Попасть, на самом деле, к нам просто, а вот остаться сложнее, так как это всегда вопрос времени, ведь, в первую очередь, ребята студенты, и не у всех получается совмещать учебу и репетиции.

То есть, в любой из дней можно прийти к вам на репетицию и вы его посмотрите?

Нет, набор проходит обычно в середине сентября, после Ярмарки творческих возможностей. У нас несколько составов, поэтому поступив в университет, любой может в сентябре прийти к нам на кастинг: если подготовки совсем нет, никогда не занимались танцами, то мы берем в состав «Антре» (конечно без кастинга).

Мы сами всему научим, и если человек целеустремленный, то со временем может перейти в более старшие составы. Если же есть хоть какой-то опыт, то можно попасть в состав «Дебют». Этот состав уже выступает и даже на конкурсах. Вот совсем недавно, 18 ноября 2018 года на конкурсе балетмейстерских работ «Голоса» ребята стали лауреатами. Если же вы танцовщик более опытный и более подготовленный, то можно попасть в один из старших составов – это проект «Меланж», он специализируется на contemporary, и проект «Cherry Jam», он практически универсалы, но большее внимание сейчас уделяется джазу. В эти составы попасть сложнее, так как мы выступаем практически на всех мероприятиях УрФУ, и если ты новичок, то нужно достаточно быстро выучить большой объем номеров.

Также немаловажный момент – готовность работать в напряженном режиме, так как репетиций достаточно много, и надо будет правильно распределять свои силы, чтобы успевать и учиться, и танцевать. Ведь, в первую очередь, они студенты, и учеба – приоритет. Поэтому очень важна самодисциплина и ответственность, помимо данных для хореографии.

А как проходит постановка танца? Вы решаете все месте или исключительно хореограф?

Каждый раз это происходит по-разному. Иногда основная канва постановки рождается за одну репетицию, а потом она наполняется лексическим материалом, нюансами и, как сейчас говорят, «фишками». Иногда идешь от музыки. Она тебя цепляет, и всё! Человечки в твоей голове танцуют так, что у тебя просто не остается другого пути, как переложить это на танцовщиков. Тогда начинаются поиски, репетиции, пробы, наброски. Хочется, чтобы представления в голове совпали с реальностью, но нужно идти не только от своего желания или вдохновения, но и от ребят, с которыми работаешь – готовы или не готовы они к восприятию, способны ли технически и эмоционально предать замысел.

На самом деле, постановка это всегда совместная работа. Если танцовщик просто исполняет движения, которые ему даешь, то это аэробика, это неинтересно. А вот когда и ты, и ребята вкладываются, включаются в процесс, то всегда получаются интересные вещи. За что, собственно, я люблю хореографию. Это всегда совместное творчество!

Сколько может длиться постановка танца?

Это зависит от многих вещей. Как минимум от вдохновения, от задачи, которую перед собой ставит хореограф-постановщик, и, конечно, от ребят. От их готовности к тому или иному материалу. Причем технически ребята способны сделать очень многое, особенно старшие составы, но в силу своего возраста и жизненного опыта не всегда готовы к той или иной эмоциональной задаче, которую перед ним ставит педагог. Для меня выход на сцену — это всегда общение, общение со зрителем, общение с самим собой, со Вселенной, если хотите. Как любит говорить один очень замечательный хореограф Дмитрий Самылов, с каким текстом ты выходишь на сцену, зачем ты вышел на сцену, для чего?. И только тогда, когда они начинают думать об этом, копаться в себе, исследовать, вот тогда появляется та магия танца, ради которой встречаются в зрительном зале танцовщик и зритель.

Много ли у вас хореографов?

Если позволяют обстоятельства, я стараюсь периодически приглашать других педагогов, хореографов-постановщиков для того, чтобы у ребят был больший опыт в хореографии, чтобы они были более развиты. Мы работали с такими именитыми хореографами как Татьяна Брызгалова (Эксцентрик-балет Сергея Смирнова), Антон Лавров (Провинциальные танцы), Ольга Шук (преподаватель ГИТИСа, Москва). В последнее время работаем с солистом Академического театра музыкальной комедии Игорем Ходаковским и Дмитрием Самыловым (ансамбль им. А.Поличкина).

А как у вас выбирается музыка?

Она выбирает. Зачастую это где-то слышится, например, по радио в машине, при работе за компьютером, кто-то из ребят принёс послушать. Называется, цепляет или нет. Картинки в голове пошли, эмоции пошли, пошёл процесс, который помогает создавать новое.

Интересно было бы узнать, как у вас обстоят дела с костюмами.

Обсуждаем и смотрим картинки. Даю ребятам задание, посмотреть на просторах интернета какие-то образы, которые, по их мнению, подходят к номеру. Какие-то костюмы рождаются быстро и спонтанно, какие-то рождаются с трудом. А кроме того зависит от самой постановки, если это contemporary, тогда выбирается зачастую трикотаж, свободные формы или облегающие, опять-таки зависит от лексического материала и того образа, который создается на сцене. Если это джаз, особенно бродвейский, там другой образ, другие задачи. Вопрос про костюмы очень правильный, так как то, что происходит на сцене, это не только, а порой и не столько лексика, сколько целостный образ, который создается эмоциональным состоянием танцовщиков, костюмами, звуком и светом. И все эти составляющие должны «работать» на постановку, а не против.

Коллектив современной хореографии УрФУ «Лаборатория Танца» является двукратным обладателем Кубка Мира по джазу и модерну по версии IDO (Москва 215 и 216 год), серебряным призером Кубка России по современной хореографии (Санкт-Петербург, 2017 год), обладателем Гран-при Открытого фестиваля джазового и современного танца "Jazz Sensation" (2018 год). В 2019 году коллективу исполнится 10 лет, поэтому ребята готовят грандиозное шоу. Будет два отдельных мероприятия, на которые «Лаборатория танца» с удовольствием приглашает всех зрителей: 27 апреля в театр «Щелкунчик» на вечер спектаклей, и 17 мая, там же в «Щелкунчике» состоится Юбилейный отчетный концерт.

qX1CBzIbMX0

Полина Аникикна