Наставник – это студент-старшекурсник, который помогает первокурсникам адаптироваться в университете. Он оказывает помощь не только в учебе, но и в других возникающих проблемах, а также передает свой студенческий опыт. Наставником одной из групп первокурсников факультета журналистики является Татьяна Никитина – студентка 2-го курса этого же факультета. Она рассказала о своем пути наставничества

Nastavnik_2

– Каково это — быть наставником?

– Быть наставником — это очень круто. Во-первых, у меня просто потрясающие первокурсники. Во-вторых, в УГИ замечательный коллектив наставников, с которыми я в очень хороших отношениях. Со многими сдружилась, со многими общаюсь и всех очень сильно люблю. Поэтому наставничество — это то, что доставляет мне удовольствие.

– Большая ли доля ответственности лежит на наставнике?

– На наставнике лежит большая ответственность с того момента, как он узнает список своей группы. Потому что именно в этот момент ты понимаешь, что назад пути уже нет, необходимо отвечать за большое количество человек, что, в большинстве своем, эти люди станут известными журналистами в будущем. Может, кто-то и не станет журналистом, но обязательно кем-то тоже очень интересным и успешным. Нас основательно готовят ко Дню первому. Нам объясняют, куда вести первокурсников, что делать и как делать. Вдруг что-то случится и так далее. По сути, для ребят мы становимся заменой всех и всего в университете: классными руководителями, старшеклассниками, братьями, сёстрами и даже для кого-то родителями. Они с любой проблемой могут обращаться к нам. Если что-то случается, например, что-то не понимают в университете и где-то не участвуют, то это в какой-то части и наша вина.

– Любой желающий может стать наставником или нужно пройти какой-то отбор. Если да, то – какой и как он проходит?

– В УрФУ наставником может стать любой желающий. Для этого нужно пройти несколько этапов. Первый этап – собеседование. Рассказываешь, почему ты хочешь быть наставником, что ты об этом знаешь. После этого следует «Школа наставников» по воскресеньям. С ребятами сидели там с 9 утра до 6 часов вечера. Мы слушали лекции, участвовали в различных играх на проявление своих качеств, на сплочение с наставниками. Потому что и тогда, и сейчас очень важно быть друг для друга опорой. По окончании «Школы наставников» каждый получил творческое задание «Почему я должен стать наставником». То есть мы должны были показать на каком-то определённом примере, что будем делать для первокурсников. С нашего факультета прошло не так много ребят. В прошлом году, когда я была на 1-м курса, у каждой группы было по два наставника. Сейчас, в большинстве своем, у каждой группы только один наставник.

– Мои первокурсники — это самые лучшие люди.

– Какими качествами должен обладать настоящий наставник?
– Нет никаких определенных качеств и критериев, когда идет отбор желающих стать наставниками. Но, на мой взгляд, наставник – отзывчивый, не ленивый человек, который сможет мотивировать первокурсников. Новоизбранные студенты отдают предпочтение добрым, но не назойливым людям. Поэтому наставник должен быть добрым.

– Что конкретно входит в обязанности наставника?
– Наставник — лучший друг первокурсника. Нас так программируют с первого дня, как мы вступили на этот путь. Поэтому в обязанность наставника входит вообще все. Мы отвечаем даже за здоровье первокурсников. Например, если кому-то становится плохо, мы должны показать, где находится медпункт или больница УрФУ. Мы отвечаем и за обучение. Потому что если ребята не знают, как найти библиотеку, то, как они получат учебники? Также отвечаем за мотивацию к творческим мероприятиям в УрФУ и за сплочение, чтобы первокурсники были дружными, чтобы все познакомились.

– Была ли цель стать наставником или же решение было принято спонтанно?
– Это не было спонтанным решением. Я хотела быть наставником ещё до того, как я поступила на журналиста. Так получилось, что у меня был хороший знакомый, который учился на 1-м курсе журфака, когда я была в 11 классе. Мы с ним общались, и он мне рассказывал все про учебу. В мае, когда я окончила воскресную школу при факультете и рассказала ему эту новость, он сказал, что решил стать наставником и рассказал все о наставничестве. Получилось так, что он и стал наставником моей группы. Именно тогда я очень захотела так же стать наставником.

– Что лично для тебя значат твои первокурсники?
– Мои первокурсники — это самые лучшие люди.Ребята, с которыми я всегда могу посмеяться, рассказать какие-то приколы из своей жизни и жизни факультета. Такие все милые и хорошие, люди, на которых я всегда могу положиться. Для меня моя группа значит очень многое. Практически каждого могу назвать своим другом. Уже идёт 3-ий месяц, полюбила ужасно каждого человека, прониклась к ним душой. Не думаю, что такая любовь пройдёт когда-нибудь.

– Ты сама выбрала группу или их распределяли случайным образом?
– Я не могла выбирать группу, потому что нам не давали никакие списки. Просто говорили, что будет 5 групп. Выбор был лишь в том, с кем стоять на группе. Что касается той группы, которая у меня сейчас, ответственные за наставников мне написали, встану ли я на 3-ю группу вместе с Лизой. Я ответила, что согласна. Думаю, если бы я сказала, можно ли другую группу, то мне бы дали другую. Но не пожалела ни разу, что согласилась на свою группу.

– Что можешь сказать о группе, у которой ты наставник?
– Группа, у которой я наставник, – очень добрые и хорошие ребята. Но многие из них ничего не хотят делать. Это меня очень сильно угнетает, потому что моя академическая группа – это практически самые умные ребята с нашего потока, но желание в них как-то активничать и участвовать отсутствовала с 1 сентября. Иногда я провожу такие параллели между своей группой и группой, где я наставник, и понимаю, что у меня потрясающие первокурсники и лучше людей не найти. Очень грустно, что моя академическая группа не хочет ничего делать. Я хотела зажигать со своей группой, быть самыми лучшими, самыми активными, самыми креативными, чтобы, приходя на планерку, мне говорили какая у меня крутая группа. Мне, конечно, итак это говорят, но я хотела, чтобы это говорили в каких-то творческих делах. Но я не жалуюсь, лучше чтобы у тебя были не такие активные ребята, но очень хорошие, которых ты любишь, и которые любят тебя.

– Нужна ли какая-то практика, чтобы стать наставником?
– После того, как нас выбирают наставниками, мы ходим на разные курсы, ездим даже на слёт наставников. Поэтому это и есть та самая практика, где развивают лидерские качества.

– На что ты готова пойти ради своей группы?
– Ради своей группы я готова пойти реально на многое. И пары прогулять, и ночью выбраться из дома, если кому-то плохо и просто помочь. Всеми ресурсами, которыми я обладаю, всем, чем я могу помочь, без раздумья поделюсь со своими ребятами.

Благодаря наставничеству я познакомилась с очень многими крутыми людьми.

– Есть ли ограничения по возрасту для наставников?
– Насчёт ограничений не знаю, но мне кажется, что лет 18 точно должно быть. В принципе, наставником можно быть только со 2-го курса. А на 2-м курсе всем уже точно есть 18.

– Много ли времени нужно уделять первокурсникам? Не мешает ли это учебе?
– Нужно уделять ровно столько времени, сколько первокурсники этого требуют. Учебе это не мешает. Был только один случай, когда я пришла на английский язык, а в первый учебный день девочку не пускали на учебу. Мне пришлось попросить у преподавателя выйти. Никто, кроме меня, не мог помочь.

– Что ты приобрела для себя, став наставником?
– Благодаря наставничеству я познакомилась с очень многими крутыми людьми, как из своей группы, так и среди наставников. Кроме того, я восполнила свои качества, которыми обладала в школе, но потеряла на 1-м курсе.

– Советуешь ли ты другим студентам становиться наставниками?
– Не могу советовать кому-то идти в наставники или нет. Могу просто сказать о том, что если ты хочешь быть наставником, то должен четко осознавать тот факт, что наставничество – это не развлечение и веселье с первокурсниками, не просто общение с ними. Это реальная работа. Нам приходится заполнять разные карточки, таблицы, все время сдавать какие-то отчеты. Следить за ними, пытаться не конфликтовать, быть друзьями, поддержкой, опорой. Это все очень тяжёлый труд. Если человек этого реально хочет, понимает и осознает, то советую быть наставником. Не пожалеет никто.

Для желающих стать наставниками в следующем году - https://vk.com/asn_urfu
Фото: личный архив Татьяны Никитиной

Оформление: Пелишенко Дарья